Оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе СЭД «ДЕЛО»

Оказание государственных и муниципальных услуг на базе СЭД «ДЕЛО»

Узнайте о платформе eDocLib прямой сейчас


Типовая подсистема оказания государственных и муниципальных услуг на базе системы электронного документооборота «ДЕЛО» позволяет обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Это обеспечивается  интеграцией с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ) и Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Ниже приведено описание типового решения для СЭД «ДЕЛО», которое может быть реализовано для государственных органов, министерств и ведомств любого уровня, органов местного самоуправления.

Типовое решение для СЭД «ДЕЛО» автоматизирует следующие специфические функции, необходимые для оказания государственных услуг в электронной форме: 

  • автоматическую регистрацию заявок на оказание государственных услуг, поступающих с «Единого портала государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ), www.gosuslugi.ru;

  • прием заявок на оказание услуг через многофункциональные центры (МФЦ) предоставления услуг;

  • рассмотрение и исполнение заявок;

  • создание межведомственных запросов (через СМЭВ) на получение сведений, необходимых для оказания услуги; 

  • получение ответов по межведомственным запросам в автоматизированном режиме;

  • контроль исполнения заявок; 

  • хранение истории обработки заявок и отправки запросов;

  • отправка статуса заявки и направление ответа заявителю в электронной форме – через единый портал госуслуг;

  • возможность применения электронной подписи в соответствии с методическими рекомендациями по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии;

  • возможность применения электронной подписи органов власти (ЭП-ОВ) и электронной подписи служебного пользования (ЭП-СП) в соответствии с методическими рекомендациями по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии(*);

  • подключение к государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

(*) Используемые при межведомственном взаимодействии электронные подписи (ЭП-ОВ и ЭП-СП) должны входить в Единое пространство доверия (ЕПД). Получить средства технологической электронной подписи для каждой информационной системы можно, обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое пространство доверия. Перечень центров доступен по адресу http://www.reestr-pki.ru/tsl.html

В совокупности, все описанные выше возможности существенно увеличивают эффективность работы по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также повышают их качество. 

Для решения задачи оказания электронных услуг необходимо следующее: 

  • СЭД «ДЕЛО» - к системе электронного документооборота могут быть подключены один или несколько государственных органов власти. Для регионов наилучший эффект достигается в случае, если одна и та же базовая СЭД используется во всех органах исполнительной власти. 

  • Диспетчер СМЭВ (типовая подсистема оказания государственных услуг на базе СЭД: «ДЕЛО»EOS for SharePointeDocLib) - подсистема реализует специализированный функционал обработки заявок на оказание услуг, поступающих по каналам межведомственного взаимодействия (через СМЭВ и ЕПГУ). 

  • Электронный сервис, обеспечивающий интеграцию СЭД с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru) через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

  • Библиотека адаптеров

    Вызов электронного сервиса поставщика информации должен осуществляться с помощью специализированного программного обеспечения – адаптера, к электронному сервису.

    Адаптер - программное обеспечение, позволяющее осуществить запрос к электронным сервисам по заранее определённому формату и получить запрашиваемые данные. Формат запрашиваемых данных должен соответствовать методическим рекомендациям по работе с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, размещенных на технологическом портале СМЭВ по адресу http://smev.gosuslugi.ru/portal/.

    Библиотека  представляет собой набор адаптеров, позволяющих осуществлять запросы к различным электронным сервисам поставщиков информации.

    В понятие "адаптер" входит набор специализированного программного обеспечения, позволяющего оператору или информационной системе осуществить запрос (направить электронное сообщение) по определимому формату к электронному сервису.

    Входящие в состав библиотеки адаптеры соответствуют методическим рекомендациям по работе с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Приказу Минкомсвязи РФ N 190 от 27.12.2010 года.

  • Библиотека сервисов

    Для осуществления межведомственного взаимодействия на стороне каждого поставщика информации необходим  электронный сервис, зарегистрированный в СМЭВ.

    Электронный сервис - программное обеспечение, которое предоставляет платформенно-независимый доступ к своим данным другим программным продуктам, с использованием XML и таких стандартов, как SOAP, WSDL и UDDI. Электронный сервис должен соответствовать методическим рекомендациям по работе с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, размещенных на технологическом портале СМЭВ по адресу http://smev.gosuslugi.ru/portal/.

    В библиотеку входит набор электронных сервисов, обеспечивающих возможность внешним потребителям информации осуществить запрос на получение сведений поставщику информации по определенному, заранее утвержденному и описанному формату.

    Поставщиком информация может быть предоставлена в автоматическом режиме, в случае хранения такой информации в информационной системе или путем ввода информации в ручном режиме оператором.

    Входящие в Библиотеку сервисы соответствуют методическим рекомендациям по работе с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Приказу Минкомсвязи РФ N 190 от 27.12.2010 года.

Все эти компоненты разрабатывает компания ЭОС, и они не требуют развертывания стороннего ПО. 

Описанные выше компоненты представлены на приведенной ниже схеме.

Схема

Как это работает?

Далее приведена иллюстрация работы типовой подсистемы оказания государственных услуг на базе СЭД «ДЕЛО». 

Заявитель авторизуется на едином портале госуслуг (ЕПГУ):

Авторизация на едином портале госуслуг

Затем заявитель изучает описание услуги, заполняет необходимые данные, а также прикрепляет требуемые регламентом файлы документов:

Изучение госуслуги
Изучение госуслуги
Изучение госуслуги

После формирования заявки на портале информация о ней через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) передаётся в СЭД соответствующего органа, ответственного за оказание услуги. Это происходит посредством электронных-сервисов. 

В автоматическом режиме заявка регистрируется в картотеке документов определённого ведомства – в соответствии с  внутренними настройками СЭД.

smev6.png

На ЕПГУ передается информация о результатах приема заявки в ведомстве.

Передача результатов на ЕПГУ

Обращение гражданина за услугой автоматически (посредством веб-сервисов) регистрируется в системе в виде специальной регистрационной карточки в системе «ДЕЛО»:

Регистрация заявки в СЭД

В регистрационной карточке на вкладке «дополнительные реквизиты» регистрируются как данные с портала госуслуг (уникальный ID квитанции, номер заявки в личном кабинете, код госуслуги), так и статус заявки. В карточке заявки также доступны присланные заявителем файлы. 

Дополнительные реквизиты в РК

Для дальнейшей работы с обращением гражданина необходимо перейти по ссылке «СМЭВ» в секции «Файлы» регистрационной карточки документа. В новом окне работы с обращениями за услугами и обращений СМЭВ исполнитель видит информацию, как о самом заявителе, так и о необходимой ему услуге. Так же из данного окна могут быть запрошены дополнительные сведенья в других федеральных органах государственной власти, необходимые для оказания услуги.  

Окно СМЭВ

При осуществлении межведомственного взаимодействия система «ДЕЛО» обеспечивает возможность запросов к любым веб-сервисам, опубликованным в СМЭВ. При этом не важно, какой информационной системой пользуется ведомство, являющееся поставщиком информации.

Запросы в СМЭВ

По завершении запроса полученные от внешних ведомств данные отображаются непосредственно в регистрационной карточке (xml-файлы обрабатываются автоматически и предоставляются ответственным сотрудникам в виде комфортно читаемых таблиц):

smev12.png

В дополнительных реквизитах карточки появляются необходимые для оказания услуги сведения. Для конкретной услуги можно настраивать получение и отображение определённых данных, интересующих ведомства по каждому отдельному запросу. 

Таким образом, после получения необходимой информации исполнители в  ведомстве продолжают работать непосредственно с той же регистрационной карточкой, в которой фиксируется необходимая информация по мере её поступления от сторонних ведомств. 

Кроме сбора необходимых данных через СМЭВ от органов власти, есть возможность работать с документом у себя в ведомстве с помощью штатных средств системы «ДЕЛО» (можно создавать связанные документы, пересылать их на согласование, на утверждение руководителю, подписывать электронной подписью, возвращать результат, совместно работать над документами). 

Штатные средства системы «ДЕЛО»

В процессе оказания государственной услуги  происходит уведомление заявителя о ситуации с его обращением за данной услугой. После согласования и принятия решения статус заявки публикуется на портале госуслуг: 

Публикация статуса заявки

Результатом предоставления государственной услуги, кроме оповещений по изменениям статуса заявки, является также документ, который отправляется в ответ гражданину. 

Если документ электронный (например, скан документа), то средствами системы «ДЕЛО» создаётся связанный документ ответа на обращение о предоставлении госуслуги. 

Таким образом, ведомство сможет передать на портал госуслуг статус заявки, выставляя дополнительный реквизит «статус», а кроме того, в регистрационной карточке ответа предусмотрена возможность приложить необходимые файлы. 

Передача статуса заявки на портал госуслуг

Заявитель, заходя на портал госуслуг, получает обновлённый статус заявки или результат оказания услуги (в последнем случае тут же будут видны прикрепленные файлы, например сканы документов). 

Если заявитель каким-либо иным образом (т.е. не через портал госуслуг) обращается за государственной услугой, например, сам обратится непосредственно в орган власти, то в ответственном ведомстве зарегистрируют документ заявки вручную и там же внесут необходимые начальные  данные в систему «ДЕЛО». После регистрации документа в системе точно так же организуется межведомственное взаимодействие (сбор информации через СМЭВ). А когда будут получены данные в электронном виде, то услуга предоставляется, однако статус заявки не публикуется на портале госуслуг, и  уведомление приходит заявителю каким-либо иным способом, например, по почте или по телефону. Таким образом, смысл процесса предоставления государственной услуги не изменяется, и обмен данными через СМЭВ с другими ведомствами происходит тем же самым способом, но изменяются только способы подачи заявления и уведомления гражданина. 

Выше представлена ситуация, когда ответственное ведомство только запрашивает информацию. Когда же оно само является источником информации, ему необходимо разрабатывать собственные веб-сервисы в соответствии с методическими рекомендациями по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи (ЭП-ОВ и ЭП-СП) при межведомственном электронном взаимодействии и выставлять их в СМЭВ. Подобная возможность также предусмотрена при внедрении типовой подсистемы оказания государственных услуг. В этом случае при внедрении подсистемы разрабатываются веб-сервисы, которые устанавливаются в систему «ДЕЛО» и регистрируются в СМЭВ. В таком случае запросы будут приходить в ведомство, которое само и будет ответчиком, то есть поставщиком информации.

Анализ статистики эффективности работы с обращениями граждан через СМЭВ по определенным ФОИВ или регионам может быть предоставлен с помощью дополнительного модуля инфографики, который в виде диаграмм отображает в реальном времени интересующие данные.

Статистика
Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Получите качественную бесплатную консультацию

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Акция

«Амнистия» по техподдержке

Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015

Календарь мероприятий

26октября

Важнейшее IT-событием октября - конференция «Осенний документооборот»

Узнать больше

19сентября

Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее»

Узнать больше

19сентября

Конференция TAdviser «СЭД и ECM Day 2018»

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ